Учебный и аттестационно-методический центр ООО "АССКОН"
Тел.: +7 (499) 194-38-20
E-mail: consult@asscon.ru
ЗАЯВКА НА ОБУЧЕНИЕ
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.
Основные вопросы деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с выходом Федерального закона № 309-ФЗ от 30.12.2008г. внесено много существенных изменений в деятельность по обращению с отходами. Ниже представлен материал об основных моментах этой деятельности и новых требованиях законодательства РФ.

1. Определение.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

/№ 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»/

2. Отнесение отходов к классам опасности и паспортизация отходов.

Отнесение отходов к классам опасности для здоровья человека осуществляется в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

Отходы по степени воздействия распределяются на четыре класса опасности:
I класс - чрезвычайно опасные;
II класс - высоко опасные;
III класс - умеренно опасные;
IV класс - мало опасные.

Но данный НД не относится к взрыво- пожароопасным отходам и отходам, которые могут вызвать инфекционные заболевания.

Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды осуществляется в соответствии с приказом № 663 МПР России от 30.07.2003. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности.

Отходы регистрируются в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Данный классификатор ведет Ростехнадзор России.

I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.

Отнесение отходов, не зарегистрированных в ФККО. К классу опасности для окружающей природной среды осуществляется в соответствии с приказом № 511 МПР России от 15.06.2001.

Согласно Закону № 309–ФЗ (ст.33) паспорт должен быть составлен только на отходы I - IV класса. Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Процедура подтверждения отнесения отходов к классам опасности и паспортизация установлены приказом № 570 Ростехнадзора от 15.08.2007.

Для отходов зарегистрированных в ФККО необходимо составить полный перечень сведений об отходе и их организация передает в территориальный орган Ростехнадзора. После проверки сведений об отходе территориальный орган Ростехнадзора выдает организации свидетельство об отнесении отхода к классу опасности для окружающей среды и согласовывает паспорт опасного отхода.

Паспорт опасного отхода составляется в соответствии с требованиями приказа № 785 МПР России.

Для отходов, не зарегистрированных в ФККО, организация подает такой же комплект документов, что и для зарегистрированных отходов, дополненный материалами обоснования отнесения отходов к классам опасности для окружающей среды и правильности установления других классификационных признаков отходов.

В соответствии с приказом № 570 исходные сведения об отходах, не включенных в ФККО, рассматривает ФГУ ФЦАО, при положительном рассмотрении вопроса о правильности установления классификационных признаков отходов принимается решение о регистрации данного отхода в ФККО. Ростехнадзор направляет письмо в свой территориальный орган о правомерности выдачи организации свидетельства о классе опасности отхода, и согласовании временного паспорта отхода. Временные паспорта действуют до выхода очередного дополнения в ФККО, после этого уже оформляется постоянный паспорт отхода.

Если организация имеет производственные площадки в различных регионах субъектов РФ, но на каждой из этих производственных площадках образуется один и тот же вид отходов (одинаковый по происхождению и составу), можно оформить один паспорт на один вид отхода в территориальном органе Ростехнадзора по месту государственной регистрации организации.

3. Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно Закону № 309–ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, и размещении отходов в уведомительном порядке.

ПНООЛР утверждается в Ростехнадзоре и его территориальных органах на основании поданных организацией документов:
1. Заявления;
2. Копии лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами (если организация осуществляет соответствующую деятельность);
3. ПНООЛР (разработанный в соответствии с приказом № 703 Ростехнадзора «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», зарегистрированный в Минюсте России 19.01.2009, № 13205);
4. Копии лицензий на пользование участками недр для целей захоронения токсичных или иных опасных отходов, если организация осуществляет этот вид деятельности. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на 5 лет (приказ № 643 Ростехнадзора от 20.09.2007).

4. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 классов.

Федеральным законом № 309-ФЗ введены новые определения:

обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировании.

Для получения лицензии по обращению с опасными отходами в соответствии с постановлением Правительства РФ № 524 от 02.08.2006 организация должна предоставить в Ростехнадзор следующие документы:

1. Заявление на предоставление лицензии на обращение с опасными отходами;

2. Перечень отходов 1-4 класса, с которыми предполагается осуществлять деятельность;

3. Копию положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов, представленных для обоснования лицензии на обращение с опасными отходами;

4. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих подготовку персонала, осуществляющего деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов (в соответствии с приказом №868 МПР России от 18.12.2002);

5. Копии документов подтверждающих право собственности или ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов, транспортные средства, снабженные специальными знаками, установки по обезоруживанию отходов;

6. Копию санитарно-эпедемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по обращению с отходами.

В связи с законом № 309- ФЗ от 30.12.2008 обоснование намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 классов опасности не является объектом рассмотрения государственной экологической экспертизы. На основании этих новых положений потребуется внести изменения в постановление Правительства РФ № 524 от 02.08.2006.

До вступления в силу Закона № 309-ФЗ от 30.12.2008 осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами в различных субъектах РФ можно только на основании лицензии, выданной центральным аппаратом Ростехнадзора, а зарегистрировать лицензию, выданную территориальным органом одного субъекта РФ в другом субъекте РФ нельзя, т.к. действия с опасными отходами распространяются только на ту территорию, на которой выдано заключение ГЭЭ.

В Законе № 309- ФЗ от 30.12.2008 «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и другие подзаконные акты Российской Федерации», в настоящий момент появилось существенное изменение об использовании лицензии:

«Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территориях двух и более субъектов Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности, в случае необходимости получения в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности получает в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, лицензию на право ее осуществления на территории всех указанных в этой лицензии субъектов Российской Федерации»

Указанная в пункте 9 настоящей статьи лицензия подлежит регистрации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по месту осуществления деятельности, которые осуществляют контроль соблюдения лицензиатом при осуществлении этой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.